Вас приветствует школа № 1 города Хабаровска имени Героя ... Пятница, 15.12.2017, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Профилактика травматизма | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 850

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Профилактика травматизма у детей


В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значе­ний у детей 11-14 лет.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11-12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выпол­нявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей всегда заканчивается благополучно. Но это далеко не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости, травмы головного и спинного мозга) в 20% случаев приво­дят детей к инвалидности. Даже легкие травмы нередко вызывают патологические изменения в детском организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.

В этих условиях возрастает актуальность предупреждения несчастных случаев и травм среди детей и подростков, предполагающего применение не только мер медицинской профилактики, но и методов педагогического воздействия, направленного на формирование у детей и их родителей здоровье безопасного поведения.

В основе первичной и вторичной профилактики детского травматизма, в первую очередь, ле­жит знание причин и ситуаций, способствующих их возникновению.

Наиболее распространенными видами травм у детей являются ушибы, переломы, ссадины различных частей тела, сотрясения головного мозга.

Ситуации, при которых, ребенок может получить эти травмы, достаточно многочисленны. Это может быть, например, падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытст­ва; прыжки с большой высоты), качели "тарзанка", безудержная беготня на улице, в подъезде, в квартире, остекленные двери, незащищенные углы, неисправная ступенька (приводит к скольже­нию, в результате возможен даже перелом позвоночника).

В результате избиения, драки, удара портфелем (обычно 3-5 кг) может произойти черепно мозговая травма, достаточно часто сопровождающаяся у детей остаточными явлениями через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности и др.).

«Выдергивание стула» может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения и другим последствиям.

В школе травмы у детей часто бывают связаны с бесконтрольным использованием школьного оборудования и, включают случаи на уроках химии и физики, физкультуры, когда изрядные физи­ческие возможности детского организма не соответствуют интеллектуальным.

Наиболее распространены следующие типовые ситуации: прыжок через "козла", лазание по канату (падение сверху), спортивная борьба, броски наземь, спортивная гимнастика (кувырк, куль­бит и "березка"), большая нагрузка после длительного перерыва и др.

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обу­чающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за не­развитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающие­ся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее.

Безусловно, предупреждение всех этих травм подразумевает, в первую очередь, бдительный контроль за поведением детей со стороны взрослых.

Участились случаи так называемых «травм моды» (при катании на роликовых коньках и заня­тиях другими "экстремальными" видами спорта). Здесь профилактика заключается в использовании защитных атрибутов, катания на отдельных от городского транспорта трассах, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.

Отдельной группой стоят дорожно-транспортные травмы. Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них -ребенок! Большинство травм, полученных на дорогах, характеризуются как сочетанные (травмы скелета с повреждениями органов брюшной, грудной полости или головы), множественные (сразу несколько повреждений) и комбинированные травмы.

63% детей попадают в ДТП в результате своего неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины (например, ребенок обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит маши­ной, идущей по встречной полосе).

Самые опасные из ДТП - рельсовые травмы, дают до 1000 ампутаций ежегодно по стране, де­ти становятся инвалидами по опорно-двигательному аппарату.

Следующая группа травм включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этио­логию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

При каких ситуациях это возможно? При играх с открытым огнем (открытое пламя свечи, тлеющий восковой огарок, замыкание в электросети, разжигание костров и др.); горячая пища на столе (должна быть недоступна ребенку); эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школь­ники - бензин в костер, курение возле канистры с бензином); огнестрельные раны (характерны для энергичных "экспериментаторов"); пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности); брошенное родите­лями без присмотра охотничье ружье; взрывные устройства (терроризм). 

Ребенок может пострадать и от диких и домашних животных.

"Кошачья царапина" опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как известно, бьет сильно и метко, может выбить глаз. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке.

Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - ов­чарки. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка не раздвигать кусты и траву руками.

Не удивляют уже и травмы, связанные с попаданием инородных тел в организм ребенка. Чаще всего в роли последних выступают пищевые продукты (орехи, кости, семечки) и бытовые предме­ты (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек).

Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево, пищеварительный тракт, орга­ны слуха. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование, увеличивающего риск общего заражения крови и гибели ре­бенка.

С наступлением теплого времени года увеличивается количество травм, связанных с контак­том с водой.

В среднем из года в год в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый чет­вертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. 63% уто­нувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, испытать переохлаждение тела, мышечные спаз­мы. Когда ребенок у воды - не отходи, вот и вся профилактика.

При анализе несчастных случаев с детьми и подростками необходимо помнить и об отравле­ниях ядами (природными и химическими), которые по какой-то причине (как правило, халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. Почти все отравления дети полу­чают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников ал­коголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга националь­ной проблемы.

Еще одна группа причин травм - это жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребе­нок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффек-тивности защиты прав ребенка.

Таким образом, с одной стороны, риск возникновения травм у детей обусловлен их недисцип­линированностью, неумением распознавать травмоопасную ситуацию, необученностью необходи­мым навыкам поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, физиче­ской слабостью, определенными особенностями развития.

С другой стороны, в возникновении травм у детей, виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возмож­ностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый.

Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет, является причиной 45% всех случаев травм и несча­стных случаев у детей и подростков. В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.

23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрос­лых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привели к воздействию травми­рующего фактора на ребенка в 8,5%случаев.

Уважаемые взрослые!
Надо понимать, что ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства и особенности физического и психического развития ребенка.
Помните, что здоровье и жизнь вашего ребенка, в первую очередь зависит от вас самих.
Берегите детей от воздействия травмирующих факторов!
Будьте примером для своих детей, прививайте им навыки безопасного поведения!
» Поиск

» Вход на сайт

» Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
2015

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017